Несмотря на то, что у меня пока был только один клиент, который явно попросил предоставить трёх кандидатов, я ввела предоставление трёх вариантов в качестве стандартной практики для своей работы. Даже если для конкретного проекта идеально подходит один из фотографов, я считаю, что рассмотрение нескольких вариантов позволяет лучше увидеть всю картину. Не важно, будет это креативная часть или ценовая — о некоторых моментах даже не задумываешься, представляя только одного кандидата.
Часто бывает, что предпочтительный кандидат известен, но это мнение может совершенно отличаться от мнения других людей, в зависимости от их участия в проекте. Арт-директор может иметь в виду одного человека, базируясь на визуальной составляющей, клиент же, например, может отдавать предпочтение другому, основываясь на бюджете или временных рамках.Когда же предпочтение одинаково у всех участников, очень хорошо бывает порадоваться с фотографом и за него. Так что, если я могу точно предсказать, кого выберут в результате, я часто делюсь своим мнением с этим фотографом. Но вряд ли это звучит как “поздравляю, из представленных заявок вы самый предпочтительный вариант”.
На самом деле, живую радость очень сложно скрывать, и чем дальше развиваются наши отношения с фотографом, тем заметнее она становится.
Мне очень хотелось бы всегда после того, как работа отдаётся кому-то конкретно, связаться со всеми подававшими заявки, чтобы как-то завершить длинную переписку. Но на самом деле, проекты зачастую двигаются настолько быстро, что после выбора фотографа мы тут же оказывается в водовороте работы. К сожалению, и ни в коем случае не по их вине, бывает так, что проигравшие фотографы оказываются без связи.
Я считаю, что правильная коммуникация со всеми участниками заявочного процесса — это базовая часть построения долгосрочных отношений, и она должна быть завершена каким-либо образом. В конце концов, это то, как мы начинаем наше общение!
Конечно, в основном именно эти банальные причины отправляют фотографа в конец списка. Но я могу сказать, что очень важным моментом являются телефонные переговоры с фотографом.
Если бы Роб Хаггарт (Rob Haggart) услышал бы это от меня, он спросил бы, какое отношение имеет то, как человек говорит по телефону, к созданию фотографий. Это, конечно, правда, но телефонный разговор имеет решающую роль при выборе фотографа. В разговоре создаётся такая среда, в которой фотограф может показать уровень своей заинтересованности в проекте, причём не только в содержании, но и в самом процессе. Это почти как интервью при приёме на работу.
Лучший случай — когда фотограф внимательно выслушивает предлагаемую идею, привносит какие-то детали от себя, оказывает какой-то творческий вклад в проект, и все расходятся счастливые. Худший же — это когда предпочтительный фотограф демонстрирует непонимание задчае, или, ещё хуже — предлагает переделать концепцию совершенно в другом ключе.
Мой прежний опыт в качестве менеджера студии/продюсера научил меня, что сметы составляются с определенными намерениями и стратегией. Это процесс, к которому обязательно нужно относится с уважением. Так что, если заявка не вылезает за рамки бюджета — я не настаиваю на снижении цены. Но если бюджет оказывается ниже, я прошу фотографа и его агента подумать, где бы они могли сократить расходы. При этом я тщательно избегаю советов насчет того, сколько дней понадобится фуд-стилисту на подготовку, или сколько осветительного оборудования понадобится на съемке.
Если смотреть с точки зрения заказчиков, то они всегда склоняются к вариантам, предлагающим большую гибкость. Когда они понимают, что права на неограниченное использование изображений от одного фотографа близки по цене к съемке от другого, случается так, что в ущерб качеству выбирается вариант “о, а это выгодно”.
Никогда, если я делаю первоначальный запрос. Я даю фотографу и его агенту самим оценить работу, исходя из имеющихся на тот момент деталей, и ровно так, как они считают приемлемым.
На это есть две причины. Первая — обычно к этому времени у меня нет подтвержденного заказчиком бюджета, так что даже если бы я хотела — мне просто нечем было бы поделиться, а вторая — это позволяет мне понять, как они позиционируют себя на рынке и дают примерное представление о порядке их цен на подобные работы.
После того, как заказчик утверждает бюджет, я обычно делюсь этой информацией с фотографом и агентом, и всей той, которая может ограничить стоимость проекта, тоже. Если запрос адекватен и отправляется соответствующему пулу фотографов, я примерно представляю, каких смет от них можно ждать. Если же заявка приходит с завышенным ценником, я спокойно открываю им размер бюджета и прошу их подумать над сокращением стоимости. Как показывает практика, чаще всего они на это соглашаются.
(А.Б. дальше шло описание процедуры оформления авансового платежа, относящаяся только к США).